Концепция
организационно-воспитательной работы
в ГПОУ ПЭМСТ

 

Введение

 

Основные концептуальные идеи развития воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании разработаны в соответствии с основными документами Правительства, соответствующих ведомств Российской Федерации и международных организаций об образовании и о работе со студенческой молодёжью.

 

Идея перехода на новую ступень интеграции учебной, воспитательной и научной деятельности в целях достижения нового качества подготовки специалистов на уровне современных квалификационных требований, с учётом национальных приоритетов и международных стандартов качества, реализации государственной образовательной политики сформулирована в стратегическом плане развития образовательного учреждения до 2015 г. Одним из приоритетов является развитие целостной, адаптированной к современным социально-экономическим условиям, личностно и ценностно-ориентированной системы воспитательной работы со студентами, формирование гражданско-патриотической и профессиональной ответственности новой генерации специалистов XXI века.

 

Современные представления об образовании исходят из антропоцентристской парадигмы, согласно которой знания являются не конечной целью, а лишь способом развития личности, целью образовательного учреждения становится воспроизводство и передача культурного наследия нации, содействие вхождению молодых людей в информационную цивилизацию, создание общества, основанного на знании.

 

Профессиональная школа – особая ступень образования, которая призвана помочь человеку выстроить индивидуальный стиль жизни, выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, тип трудовой деятельности, характер отношений с людьми. Основа жизнедеятельности учебного учреждения – устремлённость в будущее, позволяющая выстраивать стратегию развития личности студента и университета в целом. Качество образовательной подготовки зависит от эффективности интеграции учебной, научной, воспитательной деятельности.

 

Миссия образовательного учреждения заключается в создании условий для развития профессиональной компетентности студентов, их духовно-нравственного развития, гражданского становления, обогащения личностного и профессионального опыта созидательного решения общественных и личных проблем, а также условий для содействия социальной и творческой самореализации студентов, приобщения их к здоровому образу жизни.

 

  Концептуальные положения

 

1.Образование создаёт внутренние и внешние условия для развития человека в процессе освоения культуры. Современное образование – это синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, социализации и саморегуляции личности. Другими словами, образование – творение человека в самом себе. Отсюда понимание образованности не как многознания и владения набором профессиональных навыков, а как развитости разнообразных способностей системного характера и высокой степени продуктивности.

 

2.В быстро меняющемся обществе происходит переосмысление накопленного опыта, что ведёт к созданию условий для развития многообразия, вариативного и качественного своеобразия всех образовательных элементов. Образование приобретает характер мультикультурного: это проявляется в самобытном развитии и самоопределении личности, в духовном становлении студентов, развитии их креативных качеств, культуротворчества, приобщении к инновационной деятельности.

 

3.Необходимо создавать образовательное пространство – множество отношений и связей, видов деятельности, различных систем развития личности. Это – многоуровневое пространство возможностей и выборов, которое и студентам, и преподавателям создаёт условия для:

 

- самоопределения в разнообразных сферах деятельности во взаимодействии с различными сообществами,

 

- самоактуализации в социальном и культурном контексте,

 

- участия в реализации широкого диапазона образовательных услуг.

 

4.Исходя из гуманистических приоритетов, образование личностно ориентировано: оно обеспечивает развитие и саморазвитие студента, признавая его субъектом познания и предметной деятельности. Взаимоотношения «студент – преподаватель» строятся как субъект-субъектные. В связи с этим должны быть востребованы программы, моделирующие проектное мышление, учебные занятия на основе диалога, включение студентов в профессиональную деятельность, исследовательские и социально-значимые проекты.

 

5.Профессиональная школа должна способствовать самоопределению личности будущего специалиста. Жизнедеятельность студента в образовательном учреждении должна быть ориентирована на стратегию успеха, признание и осознание личностной и общественной значимости его достижений.

 

6.Главным условием решения образовательных задач должен стать профессионализм. Профессиональная компетентность и профессиональная этика, с одной стороны, демонстрируются преподавателями ОУ, с другой стороны, осваиваются студентами – будущими специалистами.

 

 Задачи, направления и формы воспитательной деятельности

 

Задачи

Направления   и формы работы

 

Создавать   условия для эффективной самостоятельной   работы студентов, стимулировать их научный и профессиональный интерес

 

-         активные формы   учебных занятий

-         внеучебные   формы работы, направленные на формирование у студентов профессиональной   компетентности

-         развитие   деятельности СНО

 

Содействовать   укреплению связей с образовательными учреждениями города, расширять сферы   профессионального взаимодействия

-         создание клубов

-         партнёрские   договоры с общественными организациями

-         волонтёрская   деятельность студентов

-         деятельность   студенческих трудовых отрядов в различных профессиональных сферах

 

Помогать   в осознании ценности профессиональной   деятельности, продолжать профориентационную работу со студентами,   привлекать студентов к популяризации профессии

 

-         конкурсы защиты   профессии

-         конкурсы -   выставки профессионального мастерства

-         день открытых   дверей

 

Расширять   взаимодействие с учреждениями социально-культурной сферы

-         обучающие занятия   в музеях города

-         сотрудничество   с учреждениями культуры

совместные   мероприятия с библиотеками города и другими учреждениями

 

Создавать   условия для развития способностей студентов, их культуротворческой   деятельности

-         деятельность   клубов по интересам

-         работа   творческих коллективов

-         развитие   студенческих объединений

 

Создавать   разнообразие видов внеучебной и внеаудиторной деятельности для   самостоятельной организаторской деятельности студентов

 

 

 

-         акции,   операции, конкурсы, творческие дела.

 

Способствовать   профессиональному росту студентов, привлекая внимание к их успехам в учебной,   научно-исследовательской, общественной, спортивной, творческой деятельности

 

-         развитие   системы поощрений студентов

-         популяризация   достижений студентов в средствах массовой информации

-         создание   портфолио студента

 

Развивать   студенческое самоуправление, инициативу и активность студентов

-         профильные   смены студенческого актива

-         разнообразные   формы обучения студенческого актива

-         работа   студенческого клуба

-         участие в   работе студенческого совета

-         работа   студенческой редакции газеты «Наша версия»

 

Создавать   и укреплять традиции образовательного учреждения

 

-         разработка   символики образовательного учреждения

 

Развитие   системы подготовки профессионально-педагогических кадров и   научно-методического сопровождения воспитательной деятельности

-         обучающие   семинары для преподавателей-кураторов академических групп

-         совещание   классных руководителей

-         деятельность   психологической службы в решении проблем адаптации студентов, преодолении   кризисных ситуаций

 

-         проведение   научно-методических конференций

 

 Развитие управленческой системы воспитательной деятельности

 

Необходимо совершенствовать систему управления воспитательной деятельности, включая различные подразделения образовательного учреждения. В техникуме совершенствуется работа классных руководителей, действует Совет классных руководителей, совещания с педагогическим коллективом по воспитательной работе, на отделениях есть заведующие занимающиеся воспитательной работой. Управление воспитательной работы координирует деятельность различных подразделений, объединяет усилия общественных студенческих организаций. Необходимо развивать систему стимулирования воспитательной деятельности через введение грантовой поддержки студентов и преподавателей, содействие социальному партнёрству.

 

 Профессионально-педагогические кадры для организации воспитательной деятельности

 

Необходима система профессиональной подготовки по воспитательной работе: обучение классных руководителей студенческих групп, руководителей студенческих клубов и объединений, педагогов дополнительного образования. Педагогическая поддержка востребована в обучении студенческого актива на профильных сменах.

 

Востребована деятельность психологической службы в решении проблем адаптации студентов, преодолении кризисных ситуаций.

 

 Научно-методическое сопровождение воспитательной деятельности выражается в создании научно-методических разработок, в проведении конференций, круглых столов, обучающих программ для преподавательского состава и студентов, издании научно-методических пособий, способствующих эффективной реализации воспитательной работы в образовательном учреждении.

 Информационная поддержка состоит в обеспечении широкого доступа в Интернет, организации работы сайта, взаимодействии со средствами массовой информации, деятельности редакции студенческой газеты, организации работы радио и телестудии , а также действии информационных стендов и плазменных панелей, рекламных щитов, в издании рекламной продукции, посвящённой деятельности образовательного учреждения и отдельных его подразделений.